Новости партнеров , Вологда ,  
0 

Клиенты поверили в цифру

Клиенты поверили в цифру
Пандемия сильно изменила банковский рынок. О том, как приходится выстраивать работу в новых реалиях, рассказывает Валентина Гачина, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Вологодской области.

Прошлый год стал настоящим вызовом для всех сфер деятельности. Для кого-то тупиковым, а для кто-то прорывным. Каким он оказался для Райффайзенбанка?

2020 год стал для нас вызовом, с которым, я считаю, мы справились. В период пандемии мы ни на один день не прекращали обслуживание клиентов. Банк заботился и продолжает заботиться о безопасности и комфорте клиентов в отделении. Это один из наших главных приоритетов.

По версии Forbes Райффайзенбанк является самым надежным в стране и одним из лидеров по привлечению средств физических лиц. Даже несмотря на низкие ставки в экономике, мы отметили приток средств на счета и вклады. Пассивы банка в Вологодской области увеличились на 8% и достигли 6,2 млрд рублей. При этом пассивы физических лиц выросли на 13%, а корпоративных клиентов — на 25%. Считаю, что в условиях пандемии банк оправдал доверие клиентов, поскольку к нам присоединилось большое количество новых клиентов во всех сегментах.

Офис банка расположен в Череповце, где сосредоточены промышленные предприятия области. Как, по вашей оценке, чувствует себя сегодня бизнес?

Несмотря на то, что банк физически присутствует в регионе только в Череповце, мы работам с клиентами по всей Вологодской области и обсуживаем все сегменты корпоративного бизнеса. И стоит отметить, что в прошлом году делали это достаточно успешно — нам удалось сохранить кредитный портфель в розничном бизнесе и нарастить в корпоративном. Даже в сложных экономических условиях крупнейшие компании продолжали работать и реализовывать новые проекты. Мы были рады помочь им в этом и выдали несколько инвестиционных кредитов, один из них — на 2 млрд рублей для реализации строительного проекта.

В период пандемии сильнее всего пострадал малый бизнес. Прежде всего, сфера общепита и туризма, которые, больше развиты в Вологде. Но уже к концу первого полугодия малый бизнес оживился. А с началом 2021 года ситуация практически восстановилась.

Какие банковские продукты стали пользоваться спросом у бизнеса в период пандемии?

Диджитализация и предложение инновационных ИТ-решений стали ключевыми фокусами банка в работе с корпоративными клиентами еще несколько лет назад. Нам важно быстро создавать технологичные и интуитивно простые финансовые инструменты и ИТ-решения, которые делают финансовую жизнь наших клиентов легче. Мы инвестируем большой объем средств в диджитализацию и модернизацию продуктовой линейки.

В первую очередь хотела бы отметить, что банк является одним из активных участников Системы Быстрых Платежей. Подключение к СБП позволяет бизнесу сократить издержки на эквайринг с 2,0-2,5% до 0,4-0,7% и оптимизировать будущие расходы на оборудование торговых точек, что важно для бизнеса. В прошлом году со стороны корпоративного бизнеса мы наблюдали повышенный интерес к удаленному открытию счетов и использованию усиленной квалифицированной электронной подписи. Банк запустил новый интернет-банк «Райффайзен Бизнес Онлайн» и перевел на него 100% клиентов.

В целом лояльность корпоративных клиентов очень выросла. В сложных экономических условиях мы помогали компаниям работать и реализовывать новые проекты, а также развивали финансовые инструменты, с помощью которых они могли управлять корпоративными финансами дистанционно и легко.

А какие тенденции можно отметить в рознице?

Очевидно, что в кризисные времена недвижимость остается самым надежном активом. Поэтому наблюдался заметный рост спроса на ипотеку на строящуюся недвижимость. Наши клиенты приобретали квартиры не только в Череповце, но и в других городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Очевидно, что росту спроса способствовала программа с господдержкой, в которой мы активно принимали участие. Программа позволяет объединить в один до 5 кредитов и снизить долговую нагрузку семьи в месяц или сократить срок кредита. Ставки были на рекордно низком уровне, и многие заемщики обращались за снижением долговой нагрузки. В прошлом году банк интегрировал личный кабинет заемщика с порталом Госуслуг. И это очень упростило сбор документов по ипотеке для клиентов — до 85% информации интегрируется в анкету с портала Госуслуг. В период пандемии индивидуальные клиенты оценили этот сервис, поэтому число онлайн-заявок значительно выросло.

В прошлом году в России случился инвестиционный бум. Счета на фондовой бирже открыло более 5 млн человек. Предлагает ли банк инвестиционные продукты и насколько они интересны региональным клиентам?

Неоднократное снижение ключевой ставки привело к падению процентных ставок по депозитам и накопительным счетам. В итоге продажи инвестпродуктов выросли в несколько раз. Премиальные клиенты демонстрировали интерес к паевым инвестиционным фондам и доверительному управлению в разных валютах. Среди индивидуальных клиентов особенно популярными были индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), которые позволяют инвесторам получать налоговый вычет. В нашем инвестпортфеле на них пришлось 55%.

Вы отметили, что пассивы физлиц выросли на 13 %. За счет чего произошел такой рост? Насколько востребованными остаются депозиты?

Интерес к депозитам в последнее время снижается. И дело даже не в низких ставках на рынке, а в том, что современным людям нужна мобильность в управлении личными финансами и их доступность. Наши клиенты предпочитают накопительные счета, которые доступны в любой момент и которыми можно управлять онлайн, пополняя и снимая без потери процентов. По итогам 2020 года доля средств на накопительных счетах значительно выросла и достигла 51%.

В целом стоит отметить, что розничные клиенты стали больше пользоваться интернет-банком, делать онлайн-покупки и решать все свои финансовые вопросы с помощью чат-ботов. В 2020 году до 50% обращений были решены без участия операторов колл-центра. Так же за последний год сильно сократился наличный оборот. Клиенты полюбили кэш-бек и бонусы. Уровень финансовой грамотности с каждым годом растет, что не может не радовать.

Какие тренды работы «Райффайзенбанка» намерен сохранить в 2021 году?

Безусловно, мы будем продолжать развивать новые цифровые услуги. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать финансовую жизнь наших клиентов легче, и отлично понимаем, что выиграть конкуренцию можно только за счет высокотехнологичных, простых и удобных продуктов. При этом наши основные задачи останутся неизменными — привлечение новых клиентов и качественное обслуживание в отделениях и во всех диджитал каналах. С начала 2021 года клиенты заметно оживились, а значит у нас будет много работы.