Финансовые и бизнес-консультанты советуют не открывать собственное дело, если нет подушки безопасности, которая в течение шести месяцев обеспечит новое предприятие и его владельца от денежных трудностей. Иными словами, вы должны не просто мочь остаться на плаву сами, если дела первое время не пойдут, но и удержать свое начинание. Совет логичный, однако проблема в том, что таких условий с первым опытом не бывает ни у кого и никогда.
Стартовые условия как они есть
Мы знаем множество историй успешных предпринимателей, которые всегда включали кризисы нехватки денег, угрозы краха и даже сам крах: не секрет, что большинство новых предприятий разоряется уже в первый год. Однако эти люди сумели добиться успеха. Почему? Потому ли, что пережили неудачи? Или все же потому, что в конце концов научились строить правильную стратегию - без риска и необдуманных действий?
Каков портрет бизнесмена, который только-только планирует приступить к собственному делу? В компании StepTime, занимающейся предоставлением франшизы Интернет-продаж одежды, обуви и аксессуаров так описывают начинающего предпринимателя: это человек, который хочет работать на себя, хочет действовать, однако в данный момент он работает по найму на средней или ниже должности, обычно в офисе, и не имеет стартового капитала для вложения. Портрет, кажется, открывает не очень радужные перспективы, однако вспомните вновь истории успешных предпринимателей: вы не найдете среди них топ-менеджеров и директоров - неудивительно, ведь люди, которые работают в высшем управлении имеют средства на свой бизнес, а значит, просто не хотят его открывать в силу ряда причин. Среди успешных предпринимателей не так много и выходцев из обеспеченных семей, а если таковые и есть, то их история, как правило, идет вразрез с историей семьи - получается, что им тоже приходилось начинать с нуля. Говорят, что человек с дефицитом средств просто сильней мотивирован к тому, чтобы добиться финансового успеха. И это уже другая сторона бизнес-легенды.
В StepTime считают, что дело тут в другом: к успеху в бизнесе приходят с “низкого старта”, потому что бизнес на начальном этапе, в принципе, не требует вложения больших средств. Некоторым бизнесменам, чтобы это понять, пришлось пройти путь краха, который привел их необходимости начать с обычных условий. И они это сделали: нашли правильные пути и добились своего.
Так как же следует начинать? В StepTime уверены: чтобы бизнес-предприятие стало успешным, открывать его нужно в условиях привычной стабильности: то есть, если вы работаете по найму, не нужно оставлять свою работу и бросаться в бурный океан частного предпринимательства без страховки. На первых парах можно продолжать работать по найму и, в то же время, заниматься собственным делом.
Бизнес по совместительству
Как много времени требует частный бизнес? Обычно, когда человек только планирует открыть свое дело, он представляет себе это так: он будет сам себе начальником, у него появится много свободного времени, а основную часть работы будут выполнять подчиненные. На деле часто оказывается ровно наоборот: владелец трудится в поте лица, круглогодично превышая стандартный восьмичасовой день и даже пожаловаться тут некому - ведь он действительно сам себе начальник. В StepTime на этот счет говорят, что дело тут в неэффективности построения бизнес-процессов. Которое чревато последствиями для всего предприятия. Ведь если вы не можете организовать себя, значит, у вас будут и проблемы с организацией подчиненных.
Начинать лучше с себя. Поэтому программа работы с партнерами франшизы в StepTime изначально строится на оптимизации построения работы. Франчайзи компании занимаются интернет-продажами одежды, обуви и аксессуаров. Делается это через собственные магазины, которые партнеры открывают по стандартам бренда StepTime. Обработка заказов, составление каталогов ассортимента и его пополнение, реклама в соцсетях и на других площадках на первых парах требуют не очень много времени. Консультанты StepTime говорят, что достаточно уделять пару часов в день магазину ежедневно, чтобы за 2-3 месяца выйти на доход выше среднего. Поэтому такую работу можно совмещать с основной деятельностью. Таким образом, если что-то не получится, человек не окажется в ситуации у разбитого корыта, а сможет продолжить.
Без лишних расходов
Имеет решение и проблема вложения стартовых средств. Обычно бизнесмену, работающему в торговой сфере, нужны первоначальные средства на закупку товара и его хранение. В StepTime сотрудничают с франчайзи иначе: компания работает по схеме так называемого дропшиппинга. Это когда товар идет к покупателю сразу со склада поставщика, минуя склад дистрибьютера. Таким образом, франчайзи ничего закупать не нужно. Это позволяет обеспечить изначально большой ассортимент. Кроме того, решает вопрос с бухгалтерией: вся сопроводительная документация также идет с товаром от головной компании.
Расходы начального этапа снижаются до минимума. Достаточно оплатить покупку самой франшизы. При этом цену на товар франчайзи назначает сам. Схемы могут быть разными, подбирается удобная для партнера: например, прибыль можно фиксировать по разнице между изначальной ценой и ценой с наценкой. В таком случае даже не нужно открывать юридическое лицо, партнер работает со статусом самозанятого.
На первых этапах, как правило, излишними оказываются и расходы на персонал, а также все, что связано с его оформлением. Поэтому в StepTime не советуют начинать с ИП - это даст неоправданную налоговую нагрузку, тогда как собственно наемных работников у такого предпринимателя еще нет. Они, согласно плану для франчайзи, составленному в StepTime, появляются примерно через полгода-год начала работы - когда следует расширение бизнеса, открывается второй магазин. Предполагается, что далее франчайзи сможет вовсе выйти из операционных процессов, передав управление магазинами наемного менеджеру и получая пассивный доход. Это ли не бизнес-мечта?
Поддержка и обучение
Франшиза как сотрудничество дает возможность работать под брендом, пользуясь его репутацией, рабочими схемами, закупочными ценами у крупных оптовых поставщиков. Однако она дает и кое-что еще. Те самые знания и опыт, которые у начинающих предпринимателей отсутствуют просто по факту того, что это их первый бизнес.
В StepTime разработана подробная программа обучения франчайзи. Сюда входит обучение ведению интернет-торговли и маркетингу; даются знания о самой сфере моды, ее тенденциях и новинках. Партнеры учатся работать с ассортиментом, создавать рекламу и правильно ее запускать. Много времени уделяется работе с соцсетями: на начальных этапах консультанты даже помогают в создании аккаунтов, которые должны быть нацелены на рекламную подачу, что также имеет свою специфику.
После завершения обучения начинающие бизнесмены сдают экзамен. Однако поддержка со стороны франчайзинговой компании на этом не заканчивается. За каждым франчайзи закрепляется куратор StepTime, который в любой момент может проконсультировать, если возникнут вопросы. Это помогает поддерживать уверенность в действиях и решениях, способствует соблюдение плана, облегчает движение к намеченным целям.
В компании говорят, что на первых парах человеку бывает психологически непросто перейти от работы по найму к собственному делу, где вся ответственность оказывается на нем самом. Тогда поддержка куратора в некотором роде помогает научиться самоконтролю, планированию и распределению сил.
Ровная дорога к успеху
Мы редко думаем о том, что наш путь к удаче мог бы быть менее тернистым, когда удача у нас уже в руках. Многие состоявшиеся бизнесмены делятся своими историями, вписывая в сюжетную канву встреченные проблемы и трудности так, как будто именно они привели их к успеху. Однако это не так. Успех их сложился в конечном счете из правильных шагов, - уверены в StepTime. И в наших силах сделать так, чтобы мы делали только такие правильные шаги. Тогда удача придет в руки закономерно. Без больших потрясений. Строго по намеченному плану.