Новости партнеров , Вологда ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Дизайнер Ольга Сказкина о том, как подарить новую жизнь старым вещам

Осознанность и разумное потребление — норма новой реальности.
Дизайнер Ольга Сказкина рассказала, как тренд можно использовать на благо бизнесу и обществу.

Практически все отрасли до недавнего времени работали по принципу линейной экономики. Природные ресурсы доходили до потребителя в виде товаров, а после утраты функций отправлялись на мусорный полигон. Неутешительная практика показала, что такая стратегия привела мир на порог экологической катастрофы. Ольга Сказкина, дизайнер, предприниматель, основатель sustainable fashion бренда Ecооlska активно продвигает постулаты осознанной моды, а также нашла решение, как сделать производство одежды социально полезным

Изнанка быстрой моды

Fashion-индустрия занимает лидирующие позиции по загрязнению окружающей среды. Её влияние на экологию сравнивают с разработкой ископаемых. Перепотребление и fast fashion каждый год отправляют на свалки 92 млн тонн мусора. Только 1% ненужных вещей перерабатывается или используется повторно. И это с учетом того, что футболка из хлопка «живет» в почве 80 лет, а полиэстер отравляет грунт почти два столетия.

На удовлетворение нужд текстильной промышленности ежегодно уходит 93 млрд тонн воды. Столько же расходуют жители города с населением в 5 млн человек. 20% всех сточных вод — это отходы производства тканей.

Для финальной стадии выделки и окрашивания привлекают широкий спектр веществ: тяжелые металлы, формальдегид, уксусную кислоту, нитраты и около 2 тысяч прочих соединений. Вместе с химикатами в водоемы попадает микропластик в объеме, эквивалентном 50 млрд полиэтиленовых бутылок в год. А стирка синтетики дома отвечает за 35% общего количества пластика в океане.

Еще один побочный эффект индустрии моды — осушение земель и парниковые газы. В 2015 их объем составил 1,2 млн тонн, что превышает годовые суммарные выбросы всех авиаперелетов и морских перевозок. Узбекистан — лидер по заготовке хлопка, заплатил за «белое золото» Аральским морем.

Курс на устойчивость

Многие бренды одежды сейчас начали использовать экоткани в производстве. Это, безусловно, уменьшает нагрузку на природные резервы. Переработанный полиэстер — прекрасный пример замкнутого цикла: пластиковую тару превращают в нити, из которых потом ткут полотно. Переработанный хлопок производят из отходов швейных фабрик и бывшей в употреблении одежды.

Таким образом вторичное сырье либо биоразлагаемые ткани из бамбука, крапивы или органического льна сохраняют первичные ресурсы, предотвращают контаминацию окружающей среды при окрашивании и отбеливании. А также на 95% экономят воду и снижают количество тряпичного мусора на свалках.

Старое на новый лад

Апсайклинг — повторное использование старых вещей — актуальная тенденция даже для люксовых брендов. Balenciaga, Miu Miu, Marni и Coach отшивают лимитированные коллекции из тканей прошлых сезонов или винтажной одежды, собранной на блошиных рынках в разных уголках планеты. Пандемия, ограничения и экономический кризис привели к тому, что на складах залежались отрезы и нераспроданные коллекции на сотни тысяч евро. Ранее их выбрасывали или сжигали, теперь дают новую жизнь.

Устойчивые практики, бережное отношение к природе и ресайклинг стали откровением для модной индустрии. Дизайнеры уже признали преимущества апсайклинга. Он позволяет создавать эксклюзивные вещи и при этом сокращать количество отходов. Уникальность сегодня ценится больше, чем единообразный серийный продукт.

Больше, чем тренд

Бренд Ecoolska ведет работу в трёх направлениях:

  • Экологичная мода из тканей с экосретификатами;
  • Digital fashion — цифровая мода;
  • Апсайклинг — переработка вторичных материалов и одежды.

Апсайклинг-коллекции создаются исключительно в благотворительных целях и пользуются огромным спросом. Благодаря коллаборации с лидерами мнений Ecoolska привлекает внимание потребителей к вопросам разумного потребления и экологии.

Курс на осознанность

ООН призывает человечество в ближайшие 10 лет перейти на экологичный стиль жизни. Простые и понятные действия могут предотвратить наступающую экологическую катастрофу.

Достаточно пересмотреть привычки: поменять быт, гардероб, отказаться от перепотребления, заменить одноразовые пластиковые предметы многоразовыми стеклянными или тряпичными, сортировать и перерабатывать мусор. Только мы в ответе за то, каким будет будущее, и какую планету мы оставим грядущим поколениям.

Бизнес и благо

В ноябре 2021 года Ольга Сказкина провела благотворительный аукцион #КАПЛЯ_В_ОКЕАНЕ. Sustainable fashion бренд Ecооlska посвятил его проблеме загрязнение мирового океана и вопросам инклюзии. Торги проходили онлайн, в ходе них компания выручила 451 000 рублей. Их передали БО «Журавлик», специалисты которого внедряют инклюзивные социальные проекты и выступают против школьного буллинга, и фонду «The Ocean CleanUp», занятому очисткой мирового океана от пластика.

Специально для аукциона Ольга Сказкина выпустила  апсайклинг-коллекцию «Recycle your life», все лоты были отшиты в единственном экземпляре. Основатель sustainable fashion бренда Ecооlska  планирует сделать мероприятие традиционным и проводить его дважды в год. Для очередного аукциона уже готова новая коллекция «MAMMAMIA», вдохновленная творчеством популярной итальянской музыкальной группы Måneskin.