Новости партнеров , Вологда ,  
0 

Алексей Верютин: «Конкуренция – борьба за достижения больших выгод»

Алексей Верютин: «Конкуренция – борьба за достижения больших выгод»
Выживает не самый умный, сильный или быстрый, а тот, кто быстрее всего адаптируется к изменениям. В кризисных условиях победителями становятся нашедшие творческое, нестандартное и прибыльное и решение.

Будущее компании во многом определяет не отрасль или особенность бизнес-модели, а личность основателя, его гибкое, творческое мышление – считает Алексей Верютин, эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса, автор образовательных программ для предпринимателей. Сертифицированный бизнес-тренер международного класса создал более 10 успешных проектов, многие и сейчас остаются уникальными предложениями на рынке.

Упорство, готовность и немного удачи

Бизнес-тренер Алексей Верютин родился и вырос в Курске. Уже в детстве благодаря своей преподавательнице английского понял, что успешность обучения на 80% зависит от желания человека получать знания, а тяга к постижению нового у ученика – от педагога. Это во многом повлияло на его дальнейший путь, в том числе в качестве предпринимателя.

После 9 класса Алексей поступил в Санкт-Петербургский Кадетский Ракетно-артиллерийский Корпус, затем – в Пушкинский филиал Военно-Космической Академии им. Можайского на факультет автоматизированных систем управления по специальности «Противоракетная оборона и контроль космического пространства». Во время обучения получил IT-образование, работал в научно-исследовательской лаборатории над проектами для ГИС ГЛОНАСС. Со временем Алексей Верютин понял, что хочет найти себя в другой области, но какой – не понимал. И после отчисления из Академии и  службы в вооружённых силах оказался в прямом смысле слова на улице – возвращаться домой не собирался, а гражданской специальности, планов, бизнес-опыта и работы не было.

Несколько месяцев будущий эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса ночевал в питерских подъездах, перебивался временными заработками, питался в студенческих столовых. Затем познакомился со сторожем на складах в Пушкине и устроился охранником в ночную смену. Благодаря полученным в Академии навыкам и знаниям в области радиоэлектроники у Алексея родился первый стартап – Верютин разработал и установил дешёвую, но надежную охранную систему практически на все боксы с централизованным пультом управления в будке охранника. Она показала отличные результаты, но оставила без дохода конкурентов, которых такой поворот дел не утроил. Из-за ряда серьезных угроз начинающий предприниматель предпочёл свернуть проект.

«Если в душе ты предприниматель, то, даже став сторожем, будешь смотреть в сторону бизнеса», – считает Алексей Верютин, эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса.

 «Первый блин» не повлиял на мотивацию Алексея – он продолжил генерировать идеи. Одновременно стал изучать доступные бизнес-курсы, осознав, что качественные знания – это большая часть успеха предпринимателя. В один день Верютин случайно наткнулся на статью о бизнес-инкубаторах и новость о том, в Новосибирск в подобный центр прибывает команда Стива Бланка, ведущего консультанта и инвестора стартапов Кремниевой долины. После делегация планировала совершить тур по Алтаю. Без долгих раздумий Алексей купил билеты в один конец и выехал в неофициальную столицу Сибири.

Однако на месте предпринимателя ждало разочарование – в бизнес-инкубатор его не взяли, так как он не имел никакой оформленной бизнес-идеи. Не растерявшись, Алексей Верютин обзвонил все местные турагентства, организующие поездки на Алтай, и нашел две компании, у которых на данный момент в числе клиентов были туристы из США. Договорившись с ними о трудоустройстве в качестве разнорабочего, он выехал к месту предполагаемого отдыха одной из групп, на поезде и попутках добрался до базы и устроился на работу. Через неделю прибыли американцы, но, к сожалению Алексея, это были не специалисты из Кремниевой долины. На следующий день он выдвинулся в сторону второй турбазы. Навигаторы тогда были не в ходу, приходилось идти по карте. Вместо нескольких часов Верютин пробыл в пути около двух дней. Но в итоге нашел лагерь, и получил должность грузчика и разнорабочего.

Спустя три недели на базу прибыли коллеги Стива Бланка. Алексей Верютин быстро с ними сошелся – язык он знал в совершенстве, проблем в коммуникации не испытывал. Эксперты оценили интерес, мотивацию и творческий подход Верютина, охотно делились с ним знаниями. По сегодняшним меркам, ничего особенного они не сказали, но в то время многие мысли были для Алексея откровением, предприниматель понял свои ошибки. А главное – сформировал для себя план открытия бизнеса, который окупается и отстраивается от конкурентов еще на этапе создания.

Осознанный стартап – успешный стартап

Свои знания и концепцию Алексей Верютин применил «не сходя с места» – там же, на Алтае, стал управляющим магазина спортивного снаряжения, и поднял продажи по многим товарам в 2 раза. Затем вернулся в Санкт-Петербург, устроился администратором в спортзал и запустил интернет-магазин спортивного питания. На рынке тогда подобных предложений практически не было: никто не верил в перспективность идеи покупки спортивного питания через Интернет, и основную долю продаж составляла розница.

При запуске проекта Алексей применил ряд авторских и инновационных в то время подходов. Во-первых, «обучал» будущих клиентов через профессиональных диетологов выбирать свой продукт не в момент покупки, а задолго до – через решение потребности, которая возникнет в будущем, нивелируя возможных конкурентов. Для этого на сайте интернет-магазина работал профессиональный спортивный диетолог-консультант, имевший процент с продаж.

Во-вторых, на формах, где запрещалось размещать открытую рекламу, Верютин собрал спортивную литературу, создав «библиотеки спортсмена». В каждой книге содержались рекомендации по питанию со ссылкой на интернет-магазин Алексея и страницу консультанта. Уже в первый год набралось более 15 000 скачиваний.

Также Верютин договорился о партнерской реферальной схеме с многими известными фитнес-тренерами, спонсировал многие спортивные мероприятия и подключил к работе 6 фитнес-баров. Как итог – стартап стал приносить стабильные $1,500-2,000 в месяц.

Спортзал, в котором работал Алексей, стал своеобразной базой компании: здесь располагался склад и собственный фитнес-бар. Благодаря минимальным издержкам на рекламу, хранение и логистику, стоимость товара удалось сделать ниже розничной. Бесплатный рекламный охват, получаемый за счет размещения на форумах и реферальной системе среди тренеров, был сопоставим с охватом хороших розничных сетей. Отсрочка платежа для клиентов-тренеров была дополнительным стимулом для сотрудничества.

В 2008 году Алексей перешел в другую нишу – занялся организацией продажи кормов для домашних животных. Выбор сделал неслучайно – в кризисное время, по его мнению, наибольший успех ждет предпринимателя на рынке товаров, от которых потребители никогда не откажутся и будут вынуждены их приобретать. Спортивное питание таковым не является, а вот голодным своего питомца никто не оставит.

Верютин определил, какие бренды кормов находятся в дефиците в розничных магазинах из-за стоп-листов, в которые точки попали в результате кассовых разрывов. Выяснилось, что это товары производителей, предоставлявших максимальную отсрочку и, как правило, по их счетам платили в последнюю очередь.  Алексей связался с дистрибьютором, получил список должников и уже через свою компанию стал отгружать им товар, но без отсрочки. Так у поставщика выросли объемы, а Верютин получил максимальную скидку. После он связался с заводчиками и начал сдавать им в аренду онлайн-магазины, созданные компанией Интеко, используя бесплатный движок UMI-CMS. Желающие могли  впоследствии выкупить ресурс. Параллельно Алексей развивал собственную доставку.

За три месяца рынок интернет-магазинов вырос с 2 до 14, и все они отгружали товар у Верютина. Вторым его преимуществом, помимо скидок, стала скорость отгрузки. Благодаря большому объёму и ряду договорённостей заказы Алексея поставлялись в первую очередь, в течение 4 часов. Товары же других компаний отгружались 2-3 рабочих дня, что не устраивало интернет-торговлю.   

Постоянный поток клиентов Верютин обеспечил также за счет нивелирования конкурентов в ряде направлений. К примеру, по предоплате он закупал 60-80% партии лечебного питания для собак определённой марки. Так создавал дефицит данных товаров в магазинах. После запускал рекламу, и в итоге привлекал потребителей со всего города.

Затем Алексей открыл первый в РФ супермаркет зоотоваров. Точка была награждёна компаниями «Эукануба» и «Роял Канин», как лучший магазин в Санкт-Петербурге. Здесь Верютин тоже использовал нестандартный подход – при выборе локации искал место, где сосредоточено максимальное количество конкурентов. Во-первых, это означало, что тут есть клиенты. Во-вторых, у каждого магазина есть свои недостатки, и их нужно учитывать, открывая свой бизнес. Так предприниматель и поступил.

Суть его стратегии заключалась в том, что маленькие пачки корма (1кг) со второй покупки продавались без розничной наценки, по оптовым ценам. А вот на 3-4 раз клиенту делали новое предложение – доставить большую упаковку (15-20кг) сразу домой. В подарок шли брендированные ведра для хранения и миски. Объём продаж держался на оптовых клиентах, а заработок – на рознице. Для бизнеса была разработана CRM, что в то время тоже было инновационным решением.

Слух о магазине с низкими ценами быстро разошёлся по району, потребители вскоре перестали ходить в другие точки из-за наличия доставки. Когда конкуренты поняли, в чем дело, было уже поздно: ни номеров телефонов, ни других контактов покупателей у них не было. Часть прекратила работу уже через два месяца.

«Сейчас, многое из того, что я делал, не вызывает удивления. Но в 2007-2009 году мои решения с доставкой кормов, многошаговыми продажами через лид-ген физического магазина, выход на рынок через аналогичные бизнес-схемы, CRM систему и многое другое, были абсолютно новаторскими», – вспоминает Алексей Верютин, эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса.

В магазине предприниматель применял и другие маркетинговые решения, актуальные даже в наше время. Он подробно описал их на своем YouTube-канале, ролик размещен в свободном доступе.

Позже Алексей продал бизнес, заработал первые $100 000 и уехал в Таиланд. Но спустя 20 дней с ним связался предприниматель, желавший получить консультацию по открытию аналогичного бизнеса под ключ. Верютин пошел навстречу, и сейчас у его бывшего подопечного своя сеть из 15 успешно работающих магазинов в Алма-Ате.

Вернувшись из Таиланда, Алексей основал компанию по покупке и продаже бизнесов. В отличие от конкурентов, он работал только с успешными компаниями, не предлагал покупателям «неликвид», что обеспечило особое положение в нише.

«Хорошо работающие бизнесы продают редко, поэтому мы искали их через партнёрские бухгалтерские компании под заявку клиента», –делится Алексей Верютин, сертифицированный бизнес-тренер международного класса.

Здесь эксперт выявил «больное место» рынка: многие предприниматели не понимают, как и что работает, не имеют нужных знаний, идут покупать «обещания о прибыли», а не бизнес. Это стало предпосылкой для начала образовательной и консультационной деятельности Верютина. К тому времени он уже считался состоявшимся бизнесменом и успел пройти немало обучений у ведущих экспертов. Его приглашали в качестве консультанта в производственные проекты и розничную торговлю для поиска нестандартных и эффективных бизнес-решений.

Параллельно в 2012 году вместе с партнером-программистом Алексей запустил легко масштабируемый бизнес: вендинговую компанию «Велес». Особенность торговых аппаратов состояла в том, что за счет авторского ПО они могли считывать информацию о покупателе и вносить её в базу. Разумеется, никаких персональных данных она не содержала. Подход позволял отслеживать частоту покупок и создавать интересные маркетинговые решения. Также люди могли на месте получить консультацию у удаленного специалиста через видеоинтерфейс.

Изначально интеллектуальный модуль для торговых аппаратов Верютина создавался под потребности аптек: они хотели получить работающие 24/7 пункты автоматизированной торговли, но не имели возможности нести издержки на ночную работу каждой торговой точки. По сути, проект стал гибридом вендинговой и розничной торговли, ранее такой модели не существовало. Была разработана собственная операционная система ВендОС, надстраиваемая над «мозгом» торгового аппарата. Аптеки не смогли решить вопрос с сертификацией аппаратов из-за особенностей законодательства, поэтому «Велес» перешёл в классическую торговлю.

Аппараты могли узнавать покупателя в лицо, рекомендовать ему кофе по настроению. В подарок к каждой чашке шла порция шоколада. Была предусмотрена и выдача купонов на бесплатный напиток. Поэтому автоматы «Велес» пользовались большой популярностью у потребителей.  

В 2014 году из-за начавшегося кризиса вендинговый кофейный бизнес стал убыточным, поэтому Алексей перешел в другое направление, при этом оставшись в нише: создал ПО, работающее с авторизацией пользователей в публичных сетях Wi-Fi. В течение двух месяцев его компания установила 2500 точек, в общей сложности имела 65 представительств. После предприниматель продал разработку одному из производителей торговых аппаратов.

Сейчас Алексей Верютин имеет доли в нескольких российских производственных бизнесах. Является управляющим партнером одной из трех крупнейших в РФ компаний, оказывающих финансовые посреднические услуги таксопаркам и водителям такси, объём операций составляет не менее ₽2,6 млрд. в месяц. Также проводит консультации для предпринимателей и бизнес-обучение по ряду авторских программ. Практика Алексея показывает: чтобы открыть успешный бизнес или создать внеконкурсный продукт, в команду проекта нужно пригласить не только профессионалов, но и человека, обладающего творческим бизнес-мышлением.

Складывая пазл

Базовый курс Алексея Верютина подходит любому, кто хочет достичь успеха в предпринимательстве. Он – о бизнес-творчестве – бизнес-изобретательстве как методике, – конкретных измеримых целях и логичных шагах для их достижения. Интенсив раскрывает, для чего и как человек действует, какие у него глубинные потребности, каким образом он их реализует.

Творческий подход Верютина основан на Теории Решения Изобретательских Задач, стратегии «голубого океана», Технологиях бережливого производства. Также в его основе лежат личные знания и опыт предпринимателя: большое количество успешных бизнес-моделей, навыки моделирования бизнес-процессов и психотерапия для углублённого изучения клиентов и партнеров.

Курс Верютина по бизнесу состоит из двух базовых частей – «Модель» и «Продукт». Он помогает понять, как изобрести внеконкурентный товар. После бизнес-курса стоит пройти трёхмесячный интенсив по переговорам: изучить Гарвардскую модель, научиться работать с эмоциональным интеллектом, получить инструменты и техники, позволяющие любую коммуникацию поворачивать в пользу себя и партнёров.

Курс по ограничивающим убеждениям помогает пробить «стеклянные потолки», в которые предприниматели постоянно упираются. По мнению Верютина, есть задачи, которые человек не способен одолеть сам – невозможно решить проблему разумом, её породившим. Сменить картину мира можно, выйдя за ее рамки благодаря помощи извне.

Наиболее актуальным в 2022 году является курс Алексея Верютина «Антикризисные решения при помощи технологий ТРИЗ/ВКП/НЛП». Он позволяет найти абсолютно новые стратегии в конкретном бизнесе, выйти из неопределенности. Сертифицированный бизнес-тренер международного уровня подчеркивает: каждый предприниматель, начиная бизнес, не знает, куда идти, и использует творческое мышление. Однако со временем и первыми успехами его заменяет автоматизм.

«Каждое поколение говорит, что раньше было проще. Но раз наблюдается такая закономерность, значит, проблема не во времени, а в подходе к её решению. На деле проще бывает тогда, когда человек мыслит творчески, нестандартно, но конкретно и системно. Сейчас же началась эра флешмобов и drama-queen. Многие из средних предпринимателей, с которыми я близко общаюсь, неоднократно переживали индивидуальные кризисы, и в результате закрывали свои предприятия, но делали это тихо, без шоу. Сейчас же таких предпринимателей стало больше. Но кризис – это один из предпринимательских рисков. Мы все переживём и станем сильнее, во главе бизнеса всегда стоит личность», – подчеркивает Алексей Верютин, сертифицированный бизнес-тренер международного класса.

Интенсив «Антикризисные решения при помощи технологий ТРИЗ/ВКП/НЛП» помогает пересмотреть свою модель поведения, начать мыслить творчески, как в те времена, когда было «просто». В сложившихся условиях, когда многие использую старые способы, жизненно необходимо вновь найти свой. Такая возможность на деле есть всегда.

Автор статьи: Василий Беговой