Новости партнеров , Вологда ,  
0 

Инвестиция в память: кто и как возрождает мануфактуру в Федоскино

Инвестиция в память: кто и как возрождает мануфактуру в Федоскино
Лаковые миниатюры из подмосковного села вручались королеве Дании, экс-президенту Франции, Папе Римскому. Все дело в уникальности промысла – поясняет Евгения Гладкина, член совета директоров фабрики Федоскино.

В мире есть несколько десятков городов и областей, чьи названия приобрели широкую известность благодаря зародившемуся в них производству. Богемский хрусталь, кашемир, муранское стекло – эти изделия хорошо знакомы любому, ассоциируются с роскошью, изысканностью. Бренды стали именем нарицательным, и презентуют свою страну на мировой культурной арене. На карте России сразу несколько таких точек, в том числе – подмосковное село Федоскино. Шкатулки местной фабрики не раз становились «подарком высшего уровня». Президенты и министры России преподносили их главам и первым лицам других государств, религиозным лидерам, общественным и политическим деятелям. В чем особенность изделий, и как производство адаптируется к новым реалиям – рассказала Евгения Гладкина, предприниматель, член совета директоров фабрики Федоскино. Недавно она стала акционером предприятия, и планирует вложить в его развитие все свои знания и опыт.

Инвестиция в память: кто и как возрождает мануфактуру в Федоскино

Стартап времен Российской Империи 

История Федоскино началась в 1795 году. Здесь из папье-маше по особой технологии вручную создавались табакерки, конфетницы, пасхальные яйца и шкатулки. Каждое изделие расписывали специально обученные художники, используя уникальную технику. Владельцы мануфактуры ввели прорывную для того времени практику, больше всего напоминавшую соцпакет: живописцам оплачивали учебу, бесплатно выдавали одежду, керосин, продукты для детей. И даже нанимали для них работников – чтобы освободить мастеров от тяжелого труда на огородах.

До революции табакерка из Федоскино с изображением царских особ приравнивалась к ордену, ею награждали за заслуги перед Отечеством. В СССР федоскинские шкатулки невероятно ценились – купить их можно было только в знаменитой «Березке», магазинах для иностранцев и исключительно за валюту. В 90-е в обмен на них люди могли отдать телевизор, аудиотехнику, даже квартиру. А конкурс в местном училище составлял до 7 человек на место. 

Инвестиция в память: кто и как возрождает мануфактуру в Федоскино

«Изделия из Федоскино передают по наследству, считают фамильной драгоценностью. За рубежом коллекционеры устраивают на них настоящую охоту. Нередко на престижных аукционах шкатулки приобретаются за десятки тысяч долларов. Такой ажиотаж вызывает не только многовековая история промысла, но и его особенности», – отметила Евгения Гладкина, предприниматель, член совета директоров фабрики Федоскино.

Квинтэссенция русской души

Федоскинскую шкатулку можно узнать с первого взгляда. Все дело в особой глубине и технике росписи – в мире подобных больше нет. Наиболее часто используемые сюжеты – настоящая квинтэссенция русской души: тройка, снежная зима, персонажи сказок и сказов, родная природа, жанровые сценки из народного быта, города и храмы. Для придания миниатюрной картине дополнительного сияния федоскинцы перед росписью накладывают на изделие тончайшие пластины из сусального золота, серебра, перламутра. 

Все изделия создаются исключительно вручную, здесь нет привозных деталей и шаблонной штамповки. Работа над одной шкатулкой может занимать от 2 месяцев до полугода. К ней допускаются только художники, окончившие местную школу и прошедшие многолетнюю практику на фабрике. 

«В других странах производств, на которых секреты мастерства передаются таким образом, из поколения в поколение, уже практически нет. В Федоскино же живут целые династии художников. Вкупе это делает изделия дорогостоящими – как и любое произведение искусства, созданное брендом с уникальной историей», – пояснила Евгения Гладкина.

Новая глава

Начиная с 2014 года фабрика в Федоскино переживала непростые времена. Это связано в том числе с тем, что местные изделия за рубежом известны лучше, чем внутри страны. Многие россияне не слышали про федоскинскую живопись, не понимают ее уникальности. Иностранные же ценители в последние годы по ряду причин вынуждены «охотиться» на изделия лишь на европейских аукционах.

Евгения Гладкина приняла решение стать акционером фабрики весной 2022 года. Она намеренно выбрала для инвестиций проект внутри страны и с «русской душой» – посчитала своей миссией вложить средства и силы во что-то действительно значимое, глубинное. Предприниматель поставила перед собой две масштабных цели: реформировать и масштабировать производство, сохранив все традиции, и вернуть бренду былую славу. 

За плечами Евгении Гладкиной – серьезный бизнес-опыт и ряд успешно реализованных крупных проектов. Это позволило уже сейчас выстроить стратегию глобального развития фабрики. 

«Первым этапом станет фундаментальный капитальный ремонт. Затем на мануфактуре будет установлено современное оборудование, созданы высокоэффективные подразделения. Также я планирую максимально улучшить условия труда сотрудников с фокусом на экологичность и безопасность производства. Все это – со скрупулезным сохранением традиций, без нарушения культурного ДНК бренда», – рассказала Евгения Гладкина, член совета директоров фабрики Федоскино.

Далее начнется внедрение и развитие современной системы продаж, стартуют маркетинговые кампании. Предприниматель намерена привлечь к работе ведущих специалистов и лидеров мнений. В планах – открытие бутиков Федоскино, коллаборации с известными брендами, в том числе часов и ювелирных изделий. 

Инвестиция в память: кто и как возрождает мануфактуру в Федоскино

Искусство и экология

Сегодня «зеленая повестка» – мировой тренд  во всех сферах. Одной из важных задач является привлечение внимание общества к экологическим проблемам и способам их решения в быту и на производстве. Несколько интересных проектов, способных внести положительные изменения в экологию страны, будут реализованы на базе «Федоскино».

«Такой выбор неслучаен. В 2020 году на базе кафедры ЮНЕСКО была создана научная работа, посвященная позитивному влиянию экологических мотивов произведений народного искусства на формирование экологической культуры. Когда человек соприкасается с искусством – меняется его уровень мышления, осознанности. Народные же промыслы, особенно федоскинский, часто используют природные мотивы, что стимулирует иначе взглянуть на родную землю и ответственность за нее», – поделилась Евгения Гладкина, член совета директоров фабрики Федоскино.

В стенах фабрики действует свой музей, для него уже закупаются у коллекционеров новые экспонаты.В скором времени в Федоскино будут проводиться тематические фестивали, ярмарки, мастер-классы и лекции. Появятся уникальные бани. Также село словно создано для экотуризма и активного отдыха.

Разработанные Евгенией Гладкиной меры позволят уже в ближайшее время сделать Федоскино крупным туристическим центром. В масштабах не только страны, но и мира – миллионы людей за пределами РФ незнакомы с русским изобразительным искусством и уникальными промыслами. Запланированное продвижение нивелирует этот пробел, и позволит иностранной общественности взглянуть на культурный код России с нового ракурса.