Новости партнеров , Вологда ,  
0 

Опыт Smile Fish: 10 отличий эффективной франшизы от плохой

Опыт Smile Fish: 10 отличий эффективной франшизы от плохой
В конце февраля 2022 года спрос на франшизы в России упал на 40%. Но к середине марта вернулся к прежним показателям. Как не ошибиться с выбором «готовой модели» бизнеса – рассказал предприниматель Иван Сорокин.

Одна из основных причин быстрого восстановления спроса на франшизы – кризис. Предприниматели хотят занять опустевшие ниши с минимальными рисками и запланированным уровнем затрат, потерявшие работу специалисты – вернуть и повысить доход за счёт запуска собственного дела. На фоне тренда рынок франшиз оживился: по итогам первого квартала текущего года наблюдается рост отдельных категорий до 48%. Активизировались и недобросовестные предприниматели. Как не стать их жертвой и отличить «пустышку» от успешного бизнеса, который будет стабильно работать десятилетиями – объяснил Иван Сорокин, владелец крупнейшей сети и франшизы частных детских садов «Smile Fish».

Опыт Smile Fish: 10 отличий эффективной франшизы от плохой

Предварительный отсев

Главная проблема рынка франшиз сейчас, по мнению Ивана Сорокина – большое количество недобросовестных франчайзеров. Это квазипредприниматели, которые руководствуются фразой в духе героев Ильфа и Петрова: «Не смог построить свое дело – продавай франшизу». Подобные личности предлагают модели без фундаментального обоснования, то есть их бизнес запущен одновременно с запуском франшизы, либо вовсе отсутствует.

«Отличить плохого франчайзера можно уже на этапе просмотра предложения. Как правило, такие «франшизы» содержат следующий набор: логотип, сайт, дизайн, клиентская база и «персональный менеджер для консультаций, находящийся на связи 24/7». Он при первых же проблемах исчезает сразу. Стоимость подобных предложений составляет обычно ₽100 000 – 500 000, но может доходить и до ₽1,5 млн. Во втором случае в их пользу играет цена – многие думают, что дорого – значит надёжно и хорошо», – пояснил предприниматель Иван Сорокин.

Владелец сети частных домашних детских садов и франшизы «Smile Fish» добавил, что при личной встрече с потенциальным партнером главным вопросом должен быть: «Как получать прибыль?». Деньги предпринимателя – у клиентов. Надёжный франчайзер легко обоснует, почему люди придут именно к его франчайзи. Остальные продолжат напирать на популярность бренда, дизайн, ремонт и поддержку.

Чтобы бизнес не стал тыквой: признаки эффективной франшизы

Продуманный документооборот

Иван Сорокин рекомендует сразу, до подписания договора, запросить у франчайзера подробный список документов, которые получит франчайзи. Успешный бизнес строится на регламенте и четких правилах. К примеру, партнеры «Smile Fish» получают пакет из 37 документов, в том числе: четкие должностные инструкции для каждого сотрудника, порядок действий в любой ситуации, авторское меню, планы и сценарии, образцы заявлений и даже рекомендации по мотивации персонала.

Четкая финансовая модель

При приобретении франшизы предприниматель, по сути, приобретает чужой опыт, чтобы сэкономить свои средства. Но успех возможен лишь в случае, когда франчайзер досконально проработал все бизнес-процессы.

«Владелец франшизы должен четко назвать объем вложений, затрат, потенциальную прибыль, точку безубыточности, срок окупаемости, потолок прибыли. «SmileFish» предоставляет уникальную финмодель, адаптированную под любой город. За один паушальный взнос франчайзи в будущем может получить собственную сеть детских садов. Эффективность кроется в деталях: мы открываем детский сад и достигаем точки безубыточности за 1 месяц. Сами набираем и обучаем команду, выполняем ремонтные работы, настраиваем рекламную кампанию, формируем первичные заявки от клиентов. За 3 месяца садик выходит в прибыль», – рассказал предприниматель Иван Сорокин.

Опыт Smile Fish: 10 отличий эффективной франшизы от плохой

Наличие прав на товарный знак

Владелец сети частных детских садов и франшизы «Smile Fish» особо подчеркнул данный пункт. Франчайзер должен предоставить документы, подтверждающие права на товарный знак и его передачу. Иначе франчайзи не защищен от многих проблем, в том числе – от недобросовестных конкурентов.

Действующие филиалы

Чем больше – тем лучше. К примеру, если речь о кофейне – точек должно быть не менее 30, часть – собственные, то есть открытые компанией-франчайзером. В противном случае выгоднее запускать бизнес самому или обратиться к другому партнеру.

«Про филиалы нужно не просто узнать, но и их посетить. «SmileFish» –крупнейшая сеть в России, только в Москве более 60 действующих садиков. Ни один наш филиал никогда не закрывался, не становился банкротом. Мы даем потенциальным партнером возможность самостоятельно выбрать и навестить любые наши точки», – поделился Иван Сорокин.

Юридический отдел

Необходимо не только уточнить его наличие, но и лично пообщаться со специалистами. Выяснить, насколько они компетентны, легко ли ориентируются в связанных с бизнесом областях.

Судебная практика

Владелец сети частных детских садов и франшизы «Smile Fish» настоятельно рекомендует не оставлять этот вопрос без внимания. Если франчайзер говорит, что судебная практика у него отсутствует – стоит насторожиться.

Опыт Smile Fish: 10 отличий эффективной франшизы от плохой

«Важно уточнить, были ли у владельца франшизы суды, проверки, споры с партнерами. Бизнес, как и любой процесс, не всегда течет идеально. Что вы будете делать, если сразу после открытия к вам пришел Роспотребназдор, представители управы района, сотрудники ОБЭП, трудовой инспекции, пожарного надзора? Тут нужно плечо опытного партнера. У нас большая судебная практика, и мы не проиграли ни одного дела. Поэтому досконально знаем регламент действий», – пояснил предприниматель Иван Сорокин.

Открытое комьюнити франчайзи

Надежный франчайзер предоставляет потенциальным и действующим партнерам возможность свободно общаться. Это позволяет франчайзи досконально изучить бизнес, получить дополнительную поддержку.

«У нас есть чат со всеми владельцами садиков. Новые партнеры могут поговорить с любыми участниками, на любые темы. Поехать и к давно работающим, и к стартовавшим недавно. Плюс есть практика помощи. Например, заболел педагог, клиенты переехали. Участник чата сообщает об этом – и другие члены комьюнити присылают своих учителей, принимают клиентов к себе в другом филиале», – рассказал Иван Сорокин.

Корпоративная культура

По мнению владельца сети частных детских садов и франшизы «Smile Fish», это одна из важных составляющих успешного бизнеса. Все, кто причастен к бренду, должны разделять его ценности и философию.

«Мы – большая семья. Радуемся победам и результатам друг друга, приходим на помощь. Когда открываем новый садик, всегда приглашаем 5-10 действующих партнеров, чтобы поддержали новичков. 2 раза в год организуем корпоративное обучение. Каждый месяц проводим вебинары по темам, которые запрашивают партнеры. В 2022 году создали альбом авторских песен, дарим клиентам. В любом нашем садике уютно, как дома, и все они открыты родителями», – подчеркнул предприниматель Иван Сорокин.

Позиционирование в Сети

Важно, чтобы бренд франчайзера был качественно представлен в Интернете – поиск должен выдавать публикации в заслуживающих доверия СМИ, сайт, соцсети, отзывы. Все в Сети влияет на формирование узнаваемости, лояльность будущих клиентов. Франчайзи покупает, в том числе, и это.

Проведение рекламных кампаний

«У нас свой маркетинговый центр. Также новичкам мы организуем рекламную кампанию под ключ, сами привлекаем клиентов. Регулярно даем статистику – к примеру, сколько и какому филиалу заявок привлекли и передали», – поделился Иван Сорокин.

Владелец сети частных детских садов «Smile Fish» в завершение отметил, что покупка франшизы не подразумевает полного автоматизма,  отсутствия сложностей и мгновенного увеличения прибыли. Франчайзи приобретает чужой опыт, компетенции, что позволяет избежать периода тестирования гипотез, потенциальных ошибок, лишних трат, иметь карту развития. Но насколько в итоге будет успешен бизнес, зависит от его руководителя – того, сколько сил, времени он готов вложить в дело, и насколько им горит.