Своему появлению музейное пространство обязано энтузиазму основателя — мецената Мкртича Окрояна, который еще в 90-х увлекся направлением ар-деко и его историей. Стилю вскоре исполнятся официальные сто лет, поэтому сейчас экспозиция московского музея привлекает особенное внимание.
Президент Группы компаний «Аури», выпускник математического факультета МГУ и предприниматель Мкртич Окроян начал собирать свою коллекцию более двадцати пяти лет назад. В начале 90-х Окроян увлекся художниками «Мира искусства» — объединения, сформировавшегося в России в конце 19 века. Исследуя эту тему, коллекционер отправился в Париж и открыл для себя направление ар-деко во всем его разнообразии. А главное, заметил, насколько «стиль 1925 года» связан с русской культурой.
Это наблюдение о взаимосвязи русского и европейского искусства во многом стало основой для будущего московского музея Ар Деко. По словам Мкртича Окрояна, главное достижение пространства на Лужнецкой набережной в том, что посетители могут своими глазами убедиться: связь между европейским ар-деко и русской культурой 20 века действительно существует. К примеру, многие европейские скульптуры созданы на основе эскизов Бакста, Попова или Кандинского. Мысль о взаимосвязи традиций Окроян подчеркивает также в книгах об ар-деко, написанных им в соавторстве с женой. Причем, тезис о взаимовлиянии русских и зарубежных художников подтверждают и другие исследователи: в частности, о том же говорят английские авторы, которые писали предисловие к книгам Окрояна.
В начале нулевых коллекция мецената активно пополнялась скульптурами и предметами ар-деко. В эти годы в собрание вошли значимые работы будущего музея. Среди авторов — Жак-Эмиль Рульман, Жюль Лелё, Поль Фолло, Эдгар Брандт, Морис Дюфрен и т.д. Из других ценных находок — экспонаты в единственном экземпляре: скульптуры Дмитрия Чипаруса «Девушки» и «Русский балет». Кстати, именно скульптура Чипаруса вдохновила Окрояна на открытие музея Ар Деко в России: в 2004 году коллекционер обнаружил в антикварном магазине уникальную бронзовую статую «Девочка с попугаем».
Но музей на Лужнецкой набережной содержит в своей коллекции не только скульптуры. Ар-деко — в первую очередь, прикладное искусство. В коллекции есть и декоративные панно, и предметы декора, и работы по мебели и металлу. Среди известных авторов — Брандт, Чипарус, Пёрцель.
Сейчас музей Ар Деко готовит новые выставки для своих посетителей. Мкртич Окроян отмечает, что команда разрабатывает проект, связанный с отреставрированной французской мебелью 20х-30х годов. А еще, после выхода из пандемии, музей готовится к сотрудничеству с другими городами и странами. Экспонаты коллекции побывали уже в Петербурге и Испании, но таких коллабораций станет гораздо больше.
По материалам: МК