Поговорили с Онлайн-Школой №1 об обучении летом. Выделили основные мнения на эту проблему и выяснили, почему каждое из них имеет место быть. Если говорить коротко, то занятия летом нужны, но не в формате «порешай примеры 15 минут, а потом гулять пойдешь». Такой формат устарел, а к тому же он совсем не помогает укреплять доверительные отношения между родителями и ребенком. Вот четыре основных мнения, которые мы слышим от родителей чаще всего.
Нужно заниматься по списку, который дал учитель, а если не заниматься, то ребенок за лето все забудет
Основной аргумент: если ребенок не будет заниматься летом, то на первое сентября он станет почти “чистым листом”. И многие дети действительно показывают не лучший результат в сентябрьском тесте по сравнению с таким же майским.
Нужно дать ребенку возможность выбрать: захочет — позанимается, не захочет — не надо
Есть дети, которым нравится определенная деятельность. Например, они любят читать, и поэтому для них список литературы на лето — не мучение. Их не нужно заставлять, они с удовольствием читают сами и не только книги из списка, но и дополнительную литературу.
Все задания на лето — ерунда, летом нужно отдыхать и не мучить себя и ребенка
Ничего не делать какое-то время после школы — даже нужно. На это можно отвести около двух-трех недель: почти как полноценный отпуск. Такой отпуск нужен мозгу, чтобы перезагрузиться. Под «ничего не делать» мы понимаем ту деятельность, которая нравится ребенку: поиграть в игры, что-то посмотреть, посидеть в соцсетях, погулять с друзьями. При этом домашние дела не отменяются: если у ребенка есть какая-то обязанность, то он выполняет ее, как обычно. Мама же не прекращает готовить в отпуске — так же и здесь.
Не обязательно заниматься строго по списку — поддерживать любознательность ребенка можно другими интересными делами
Такой подход всесторонне развивает ребенка, но требует большего включения родителей. Это не просто порешать примеры или дать школьнику книжку. Это значит, что родителю нужно подумать, чем заняться и провести время вместе с ребенком. Например, сходить в поход, начать разводить костер и между делом обсудить древних людей и физику: «А как они добывали огонь? Высекали искру? Как это у них получилось, ты знаешь? Давай попробуем тоже так сделать… А знаешь, что поджигать можно еще и лупой? Смотри, это работает вот так…».
Почему важно заниматься летом?
Если совсем не заниматься летом, то ребенок вряд ли забудет все до нуля: в школе все равно будет повторение пройденного. Но ему будет трудно вливаться в школьную рутину и это заметно скажется на его эмоциональной сфере и даже физическом самочувствии. Летние занятия нужны, чтобы этого не случилось. А почему так случается — поясняем.
Наш мозг — умный, но довольно ленивый «механизм», и он склонен с охотой делать только то, что ему нравится или хорошо получается. Это связано с нейромедиатором дофамином, который по-простому называют гормоном удовольствия.
Когда мозг делает что-то новое, непривычное или не совсем понятное, то он начинает сопротивляться: дофамин не выделяется, делать это скучно и вообще зачем оно нужно. В эту ловушку попадают многие школьники — да и взрослые тоже. Поэтому, когда родитель просит ребенка позаниматься, ребенок начинает отнекиваться и защищаться тем, что у него каникулы!
Если мозг три месяца будет «гулять», то подстраиваться под новый график с первого сентября для него — сильный стресс. Он уже отвыкнет от такого объема работы, поэтому поведение у ребенка может измениться в худшую сторону или он начнет чаще болеть.
Какими должны быть летние занятия?
Летние занятия не должны быть похожи на школьные. В идеале они на 40% состоят из развлекательного компонента и на 60% — из познавательного. Развлекательная часть дает мозгу тот самый дофамин, который ему нужен, а познавательная оставляет полезный след: закрепляет в мозгу новые знания и обучает навыкам. Добиться того, чтобы все задания были такими — сложно. Поэтому хорошо, если хотя бы несколько заданий получится скомбинировать таким образом.
Способы поддержать познавательную деятельность ребёнка
Больше читать. Не только список литературы на лето. Можно, например, пойти с ребенком в книжный магазин (именно офлайн), побродить между полок и дать ребенку возможность выбрать интересную ему книжку или даже комикс, а потом — вместе обсудить прочитанное.
Развивать иностранные языки. Есть много вариантов: языковые лагеря, квесты на английском, мультфильмы, фильмы, сериалы на языке оригинала с субтитрами и караоке на английском. В караоке можно петь всей семьей, — это необычный опыт.
Слушать обучающие подкасты и играть в «правильные» приложения. Спросите ребенка, что ему нравится больше всего и в чем хотелось бы разбираться лучше: в этом помогут обучающие приложения и подкасты. Например, у Онлайн-Школы №1 есть мобильное приложение с AR-уроками. Это не просто уроки, а занятия в игровой форме с дополненной реальностью и закрепляющими тестами. Они красочные, яркие и находятся под рукой у ребенка — в его смартфоне. А в цифровой онлайн-библиотеке Школы есть основные предметы с 1 по 11 класс: можно посмотреть видеоуроки, почитать учебники и пройти тест по интересующей теме — и все в одной точке.
Мы назвали несколько примеров, но на самом деле, способов гораздо больше. Можете выбрать из предложенного или придумать свой. Главное здесь — постоянно давать мозгу разную «работу» и поддерживать его в тонусе, чтобы в сентябре ребенок чувствовал себя в порядке.
А Онлайн-Школа №1 в сентябре начнет набор детей в 1 класс и продолжит обучение других школьников. Если хотите посмотреть, «как там на дистанционке», то можете попробовать с первого школьного дня: дистанционные уроки, домашние задание и обратная связь от преподавателей всю неделю — бесплатно.
Реклама. Рекламодатель ООО “Онлайн-школа” 4CQwVszH9pUhqStaYq1