На что ориентироваться при таком разнообразии? Александр Долгов, основатель и владелец компаний ЧебурекМи, Сеньор Денер, Laser Love, совладелец экосистемы Postilla и холдинга 20x80 поделился несколькими советами.
Что выбрать
Перед тем как стать франчайзи, стоит трезво оценить востребованность той или иной франшизы в регионе. Возможно, предлагаемый товар или услуга актуальны, и бизнес будет развиваться успешно. Но рынок может быть и перегрет. Чтобы выяснить это, задайтесь вопросами – стал бы я клиентом такого бизнеса? А люди, живущие вокруг? Насколько велик спрос на данное предложение, и высока ли конкуренция?
Некоторую помощь в выборе региона и точки реализации оказывают сами представители франшизы или ее владельцы. Например, на сайте франшизы ЧебурекМи можно увидеть, в каких городах и странах уже работает проект, и свободна ли данная ниша в конкретном городе. Как правило, владельцы франшизы заинтересованы в развитии сети, потому готовы помочь в оценке реальных перспектив и дать прогноз по предполагаемой доходности.
Средняя доходность
Узнать реальную доходность по франшизе невозможно заранее. При выборе того или иного варианта стоит остерегаться неоправданно оптимистичных прогнозов. К сожалению, некоторые представители франшизы указывают максимально возможную выручку, получаемую в наиболее благоприятных условиях. Другие дают более реалистичные данные, показывая среднюю доходность проекта в реальных условиях. «Я всегда предлагаю потенциальным франчайзи оценить бизнес-модель и задать себе простой вопрос: есть ли в сети данной франшизы те франчайзи, которые превысили указанные показатели доходности? Растет ли сеть? Какую динамику показывают продажи?» – объясняет Александр Долгов.
Нужно понимать, что если уже существуют и успешно функционируют точки выбранной франшизы, если есть предприниматели, превысившие средние показатели доходности, значит это точно рабочая франшиза. Следовательно, дальнейший успех франчайзи зависит только от него самого.
Варианты
Многие франшизы предлагают два варианта вложения средств. Первый – покупка франшизы и полностью самостоятельное управление. В таком случае, все доходы, за исключением выплат владельцу франшизы, равно как и ответственность за функционирование предприятия, полностью лежат на франчайзи. Это вариант предоставляет больше свободы и дает более высокую прибыль.
Другим вариантом может быть инвестиционный франчайзинг. Если такой вариант предусмотрен владельцем франшизы, то в открытие точки вкладывается около 50% от необходимой суммы. Остальное оплачивает владелец франшизы. Конечно, при таком варианте можно рассчитывать лишь на получение определенного процента с доходов. И ни о каком участии в бизнес-процессах речи быть не может.
Как правило, если ориентироваться на среднюю доходность, можно рассчитать и предполагаемое время окупаемости вложений. В случае с франшизой ЧебурекМи, этот срок составляет от 6 до 12 месяцев. Разница обусловлена не только внешними факторами, такими как насыщенность рынка, покупательская способность и прочее, но и предпринимательскими навыками самого франчайзи. Ведь управление точкой продаж – его зона ответственности.
Итог
При определении того, насколько рабочей является та или иная франшиза стоит ориентироваться не только на обещания владельцев, но и на объективные показатели. Оцените динамику роста точек реализации, популярность продукта, среднюю доходность и количество тех, кто ее превысил. Остальное зависит от наличия предпринимательских навыков и целеустремленности будущего франчайзи.
Реклама. Рекламодатель ИП Долгов. Erid LdtCK3ZWS