Генеральный директор продакшена сериалов «Новые русские – все о стартапах» и владелец фабрики Enjoy Brand, делится своим опытом успешного старта и развития бизнеса в России.
В интервью она рассказывает о ключевых вызовах, преимуществах женского лидерства и своих планах.
— Ирина, расскажите, как вы пришли в бизнес?
— Свою карьеру я начинала в 2007 году, совмещая учебу и параллельно устроившись в компанию «Центр Климат» на позицию менеджера по продажам. Уже в 17 лет я зарабатывала свои первые деньги. Прошел всего год, и мои результаты по продажам вывели меня в ТОП-10 лучших менеджеров компании. Я получила должность старшего менеджера, а через пять месяцев мне предложили возглавить подразделение продаж. Но я отказалась от этого предложения и продолжила свой профессиональный путь в Российской ассоциации франчайзинга. Начала с позиции менеджера и за четыре года доросла до вице-президента. Занималась созданием франчайзинговой сети в ресторанной, fashion и банковской сфере, локализацией иностранных брендов и их развитием на территории СНГ.
Мы открывали около 50 разных бизнесов в месяц, что позволило мне наработать огромную компетенцию в различных секторах — от ресторанов до банков. В одной из командировок в Барселону я увидела интерактивную витрину. Она меня так впечатлила, что по возвращении в Москву я попросила своих менеджеров найти похожий стартап в России и вовлеченных в эту сферу ребят. Они справились с этой задачей, и уже через 2 месяца я прилетела в Калининград, где познакомилась со своими партнерами. Уже тогда я чувствовала, что за этим будущее, хотя 2012 году тачскрины еще не были распространены.
В 2013 году я основала компанию «АЙПЛЕЙДИСПЛЕЙ», которая занималась проектированием мультисенсорных поверхностей: столов, баров, интерактивных стен. Это был уникальный проект, аналогов которому в России не было. Я буквально «играла» с дисплеями, и эта «игрушка» меня так захватила, что я уволилась из прежней компании и полностью посвятила себя новому делу, и потом оно выросло в компанию NexTouch.
— А как вы развивали свою компанию, каких успехов удалось достичь?
— Через 10 лет, в 2023 году, наша компания стала лучшим брендом страны. Президент Путин поздравил нас с этим достижением и даже нарисовал лицо на интерактивном экране NexTouch и оставил автограф. Мы делаем экраны для медицинского оборудования, информационные стойки, экраны для различных выставок – спектр применения очень широкий. В следующем году планируем выйти на IPO. Это огромный скачок от того момента, когда 10 лет назад это был «гаражный стартап», до предстоящего IPO.
Сегодня имея огромный опыт в развитии различных брендов и открытии бизнеса по франчайзингу, я понимаю, какие меры государственной поддержки работают хорошо, а какие хуже. Знаю все сложности предпринимательства в России. Замечаю, что предприниматели с положительным опытом часто молчат, а с негативным — громко высказываются, создавая негативный фон. Это создает впечатление, что бизнесом в России заниматься не стоит, что экономика у нас полностью контролируется государством, и к рыночным отношениям мы никогда не перейдем. Но я убеждена, что от каждого из нас зависит будущее нашей экономики.
На самом деле нет никакой волшебной палочки. Есть определенные шаги и инфраструктура, которая уже создана, просто бери и применяй. Именно об этой инфраструктуре я начала снимать сериал «Новые русские».
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем сериале «Новые русские» и его значении для российского бизнеса.
— Первый сезон сериала посвящен инфраструктуре, созданной вокруг каждого стартапера. О ней мало кто знает, поэтому мы посвятили каждую серию конкретной теме. Например, HR, государственная поддержка, образование и способы повышения квалификации. У нас была отдельная серия, посвященная информационному рынку с точки зрения криптовалют: как бизнес взаимодействует с ними, какие плюсы и минусы, налогооблагаемая база, особые экономические зоны и как с ними работать. Это 100 уникальных интервью с признанными специалистами, к которым можно обратиться за помощью.
После событий февраля 2022 года, когда многие бизнесмены поддались панике и уехали, создался негативный информационный фон. Второй сезон как раз и рассказывает о 10 предпринимателях, которые не уехали из своих регионов и продолжили развивать бизнес локально. Например, Михаил Грачев из Волгограда, чей бизнес приносит более 5 млрд в год. И таких примеров много: Екатеринбург, Краснодар и другие города. Они не пиарятся, а создают рабочие места, уникальные продукты и действительно занимаются импортозамещением. Я хотела показать, что предприниматели в России — это трудяги, на которых можно равняться.
Третий сезон посвящен государственной поддержке. Я беру интервью у 20 губернаторов из 20 городов России и обсуждаю с ними инфраструктуру развития бизнеса. Мало кто знает, что у нас есть государственные меры поддержки бизнеса. Губернаторы являются гарантами развития регионов, мотивируют молодое поколение.
В сентябре мы планируем выпустить 20 документальных фильмов, которые помогут стартаперам найти финансирование, поверить в себя и масштабировать свой бизнес. Это будет своего рода энциклопедия бизнеса с конкретными номерами телефонов и QR-кодами для получения поддержки в их регионах.
— На ваш взгляд, какой вы руководитель?
— Скажем так, я требовательная и не воспринимаю слово «невозможно». Если кто-то мне говорит «невозможно», я всегда прошу перефразировать: «Это невозможно для меня». Так, я могу быстро выявить людей, которые не являются суперпрофессионалами. Я не трачу на них время, потому что его у меня мало.
Те, кто работает со мной, часто остаются надолго. Я предоставляю им всю необходимую инфраструктуру для реализации их потенциала и построения карьеры внутри нашей компании. Они знают, что я всегда помогу, решу их вопросы. Со своими партнерами я работаю уже более 10 лет, и мы поддерживаем прекрасные дружеские отношения. Мы часто смеемся и делимся друг с другом, но когда дело касается работы, все знают, что результат будет в срок, а проекты выполнены качественно.
— Ирина, как вам удается совмещать карьеру и личную жизнь, при этом эффектно выглядеть? Ведь часто говорят, что, если женщина занимается карьерой, страдает личная жизнь, и наоборот.
— У меня очень хороший тайм-менеджмент. Я живу по расписанию и четко знаю, когда у меня есть время для важных дел и когда можно позволить себе что-то менее значимое. Я не трачу время на пустые беседы и неэффективные контакты.
Кроме того, я мама прекрасной дочери, и мы проводим вместе много времени. Она видит, как я работаю на своем предприятии и на съемках, и я на собственном примере показываю ей, что означает развиваться как личность. Активно занимаюсь спортом, у меня порядка пяти тренировок в неделю. Как видите, у меня есть друзья и личная жизнь, и на все это я всегда нахожу время.
Считаю, что только ленивые люди не могут совладать с собой и найти время для ухода за собой или для своей деятельности. У меня четыре бизнеса, и я правильно взаимодействую с людьми, которые управляют этими бизнесами. Мое время всегда оптимизировано. Даже в самолете я читаю документы или просматриваю рабочие файлы и видео (смеется). Это мой образ жизни.
— Ирина, расскажите о проекте «Хороший пример заразителен!», автором которого вы являетесь.
— Это мой любимый социальный проект. 12 историй про реальных героев, которые живут среди нас. 12 тем, которые волнуют и не оставляют меня равнодушной.
Показала настоящих людей, которые решают сложные социальные проблемы, и что не «Бэтмены спасают мир», а такие же люди, как и мы с вами, и нам нужно ими гордиться и быть одними из них. Я помню момент, когда была на презентации фильма «Новые Русские» в Краснодаре, и мой Продюсер пришла на завтрак и показала мне переписку, в которой были слова благодарности. Оказалось, после нашего видео, неизвестный пополнил баланс фонда «Спецоперация Бабушка» на 750 000 рублей (это самое большое пожертвование), и оно закрыло все потребности той минуты, в которых нуждался фонд. У меня были мурашки, я испытала радость, шок и невероятное счастье. И поняла всю силу фразы, которую произнесла героиня нашего ролика: «Я работаю со смыслом!»
Я, как создатель и автор этого социального проекта, хочу, чтобы каждый задумался, героем какого хорошего примера может стать именно он. Вместе мы точно сможем изменить этот мир к лучшему. Важно просто делать маленькие, но ежедневные шаги.
— Расскажите о своем «женском» бизнесе, Enjoy Brand.
— Enjoy Brand – это ювелирные купальники из Италии, основной акцент которого – шикарность и соблазнительность.
Расскажу немного предыстории, как он у меня появился. Моя подруга когда-то говорила, что, будучи в бизнесе, я стала «пацанкой», потому что одевалась совсем иначе, чем сейчас. Мне было абсолютно все равно, как я выгляжу. Нравилось общаться с ребятами-программистами, с айтишниками и, соответственно, быть своим «пацаном». И подруга как-то отметила, что из-за того, что я постоянно нахожусь в этой «мужской» среде, не стараюсь выглядеть хорошо. Мы с ней это обсудили. Именно она посоветовала купить какой-нибудь красивый женский бренд, чтобы он меня преображал.
Тогда я как раз ездила в Италию и купила бренд, который только начинал. Это был дизайнер, делающий кастомные купальники. Мне очень понравился этот бизнес, но было сложно, потому что я человек очень структурированный и дисциплинированный, и мир моделей меня шокировал. Я, например, не понимала, как можно опаздывать на съемки на полчаса, и мне пришлось здорово поработать над собой.
На съемках я начала обращать внимание на красивых девочек-моделей и смотреть на себя по-другому. Понимая, какие у меня красивые купальники, я тоже захотела их носить. Осознала, что они обязывают, ведь если девушка надевает такой купальник, она сразу привлекает внимание. Мне нужно было соответствовать, и когда у нас был показ в Монако на Fashion Week, я поняла, что должна выглядеть хорошо наряду с итальянскими и европейскими моделями.
Иногда, когда модели подводили нас, и мне приходилось вместо них фотографироваться для нового каталога купальников, поэтому на сайте много моих фото в них. Этот бизнес для меня больше как хобби, антидепрессант, но он удивительно окупается и продается. Я вижу, как он влияет на судьбы других девчонок. Например, многие из них познакомились со своими будущими мужьями на пляже в этих купальниках, а другие худеют, улучшают свою внешность, чтобы их носить.
Сейчас я хочу развивать этот бренд на международной арене. Как только у меня будет больше времени, я планирую сделать его мировым брендом.
— Купальники Enjoy Brand, правда, настолько шикарны, что многие женщины даже не осмелятся надеть такую красоту.
— А потом, когда осмеливаются, они не могут купить ничего другого. У нас есть клиентки, которые покупают полностью коллекцию. Одна девушка купила купальников на сумму более 2,5 млн рублей одним чеком. Она постоянно просит, чтобы ей сразу отправляли любую новую модель, потому что, по ее словам, другие купальники не обладают такой энергетикой, которая подчеркивает женственность, сексуальность и выделяет девушку из толпы. Поэтому, как только начинают покупать, они становятся нашими постоянными клиентами. По статистике, 75% наших клиентов возвращаются за повторными покупками. Это очень высокий показатель. Сейчас эпоха Инстаграма и социальных сетей, и нужно показывать свой вкус и статус. Купальники не дешевые, они стоят около 25 тысяч рублей, и это тоже определенный показатель статуса девушки.
— Как вы считаете, быть женщиной в бизнесе — это преимущество сегодня?
— У меня сейчас в подчинении порядка 300 мужчин, и это не стандартно, когда девушка с модельной внешностью и руководитель такого количества мужчин. Безусловно, есть плюсы, когда тебя воспринимают серьезно, но иногда это работает против тебя. Бывает, что тебя не воспринимают как предпринимателя, а больше как девушку. Но я быстро с этим справляюсь: достаточно двух предложений, чтобы все встало на свои места.
У меня есть четкое убеждение: если женщина хочет быть в бизнесе, она не должна подавлять мужчин. Когда ты подавляешь, ты пытаешься их выиграть и указывать им, это заведомо неверная позиция. С мужчинами надо научиться сотрудничать. Я прошу их помочь мне решить задачу, и мужчинам рядом со мной комфортно. Они понимают, что они герои, которые решают задачи и проблемы. Я им говорю «вот вам оружие, вот вам снаряды, вот нужно захватить это». И они мои воины, которые идут и захватывают. Победа — это их заслуга, а земля, которую они захватили, достается мне. Эта модель взаимодействия с мужчинами, мне кажется, единственно верная. Есть выражение «служить королеве», а у меня мужчины чувствуют себя королями. Они знают, что я их уважаю, надеюсь на них и очень люблю. Они выполняют свои обязанности, все делается вовремя, и при этом нам весело и надежно. Это подтверждается впечатляющим результатом.
— На первый взгляд, кажется, будто у вас жесткий характер. Или это лишь первое впечатление?
— При всей моей жесткости я остаюсь женщиной, за которой мужчины хотят ухаживать. Жесткость необходима в процессе реализации, а на мой взгляд, каждая женщина должна быть реализована, не существовать за счет мужчины. У нее должны быть свои денежные средства, и она должна реализовать свои таланты, данные Богом. Я, конечно, за то, чтобы мужчина покупал дорогие подарки и делал все ради женщины, но она должна вырасти как личность и создавать то, что вызывало бы у нее чувство гордости.
Сегодня я скажу так: женщина в бизнесе — это здорово, но я против жертвенности. Она должна уметь сочетать семью, детей и карьеру. Я против слова «или». Я за «и-и-и». Если ты предприниматель и смогла создать рабочий процесс, создавай и семейный процесс, который не мешает бизнесу. Я всегда поддерживаю женщин в бизнесе и в социальных сообществах, восхищаюсь, когда они смогли воплотить все свои таланты.
— Ирина, расскажите о ближайших планах.
В следующем году проект NexTouch выходит на IPO. Мы запускаем первую в России линию по производству интерактивных матриц, LCD-матриц. Становимся компанией федерального значения. Как отметил мой партнер Владимир Крикушенко, проект важен для российского рынка, так как сейчас матрицы полностью импортируются.
В сентябре выходит третий сезон сериала «Новые русские» с участием 20 губернаторов.
Кроме того, у меня есть планы преобразовать несколько стартапов, которые я сейчас курирую, в большие предприятия, и начать их строительство. Однако это будет возможно только после выхода NexTouch на IPO и оценки результатов.
Реклама. Рекламодатель ООО «ЭНДЖОЙ БРЕНД». Erid: 2VfnxvhWgvU